Эта статья – первая, я надеюсь, в большом количестве будущих материалов, касающихся винных аукционов (и не только винных, а в более общем виде – алкогольных), коллекционирования алкоголя и инвестициям в него. Я буду регулярно сообщать о результатах последних торгов самых известных аукционных домов мира: что продалось, по какой цене, кто были покупатель и продавец (если такая информация будет доступна, часто это инкогнито). Давать пояснения, почему это вино и этого урожая вызвало такой ажиотаж. Чем интересно данное винное хозяйство или производитель, кто его владельцы, чем примечательным был год, из урожая которого было сделано вино. Какие исторические события и знаменитые личности могли быть связаны с данным напитком.
Я буду стараться давать много интересной информации о самых знаменитых коллекционерах алкоголя в мире, их собраниях. Что это за люди, что толкнуло их к такому необычному занятию?
Постараюсь подробно рассказывать об инвестировании в вино и другой крепкий алкоголь. В каком состоянии сейчас вторичный рынок вина, каковы его тенденции, на какие напитки стоит обратить внимание? Как начать инвестирование?
А пока некоторый вводный, ознакомительный материал общего плана.
Редкие вина
Иногда вина одного урожая и сорта достаточно сильно отличаются в цене. Даже винные коллекционеры порой спрашивают: что определяет цену вина? В чем отличие между калифорнийским Pinot Noir за $30 и бургундским за $2000+? Что делает вино таким особенным, что его бутылка может доходить и до $10 000? Разбираясь в логике формирования цен, легче понять какие вина представляют ценность с точки зрения инвестирования в них.
После того, как вино было выдержано какое-то время в хозяйстве, некоторые винные поместья выпускают его сразу в продажу. Другие производители позволяют своим винам выдерживаться в идеальных условиях своего винного подвала значительный промежуток времени длиной в годы и даже десятилетия. Длительное хранение вина позволяет смягчить в нем горечь молодых танинов (в особенности для красных вин), они приобретают гармоничный, мягкий вкус. Если вы любите собирать долго выдержанные вина, у которых со временем танины стали более мягкими, а кислотность не такая жгучая, то лучше всего для этого подходят вина Бордо и Бароло.
Найти свой терруар
Винные знатоки со временем находят вина с того терруара, который им нравится больше всего. Например, если вы любите Италию, то естественно, вы больше всего склоняетесь к итальянским винам. Любовь к Греции стимулирует любопытство по поводу греческих вин, хотя эта страна не принадлежит к высококлассным и дорогим винным регионам.
С другой стороны, ни один серьезный винный коллекционер не должен принебрегать винными традициями производства красных вин во Франции и странах Пирренейского полуострова в лице Испании и Португалии. Хотя, конечно, можно иметь склонность к любому терруару. Он не очень определяет цену вина, но в значительной степени ответственен за баланс между климатом, почвой, рельефом и винодельческими традициями данного места.
Чтобы сделать великое вино, надо вырастить отличный виноград. Уже давно замечено, что лозы с маленькой урожайностью дают виноград, из которого производятся замечательные вина. В таких ягодах накапливаются вкусовые нюансы в высоких концентрациях. Поэтому, плодородные земли не являются лучшим местом для хороших виноградников. Засушливые почвы по склонам холмов могут давать виноград куда более высокого качества, чем зеленые ряды лоз по ровным берегам реки.
Очаровательная привлекательность редких вин
С самого своего начала существования человека притягивали вещи, которые было нелегко найти, редкие, чем-либо примечательные, выделяющиеся. К таким желанным вещам по праву относятся и редкие вина. Существует достаточно много бутылок разных вин, которые просто невозможно купить. Люди, обладающие ими, просто не продают их, а держат в своих коллекциях, не расставаясь с ними ни при каких обстоятельствах.
Здесь стоит рассказать о ныне покойном Christian Vanneque. В 2011 году он наконец смог стать обладателем редкого винного раритета – бутылки знаменитого Chateau d’Yquem да еще необыкновенного урожая 1811 года. (К тому времени вину исполнилось 200 лет!) Правда обошлась эта покупка Кристиану в кругленькую сумму – $117 000. Этим был установлен (на то время) новый мировой аукционный рекорд по цене, уплаченной за одиночную бутылку белого вина. Предыдущий подобный рекорд был установлен в 2006 году, когда с аукциона была куплена бутылка того же шато, но более раннего урожая 1787 года. Тогда за нее уплатили ровно $100000. В данном случае очень ценен год урожая – 1811, “год кометы”. В том году рядом с Землей пролетела комета, которая была не только самой большой, но и самой яркой кометой XIX-го столетия. И тогда же случился необыкновенный урожай вин практически по всей Европе. Некоторые полагают (научно это не доказано), что эти два явления взаимосвязаны между собой.
Christian Vanneque – счастливый обладатель отнюдь недешевого винного раритета
Счастливый обладатель дорогого вина раньше долгое время работал сомелье в знаменитом парижском ресторане La Tour d’Argent (Серебрянная башня) и участвовал в качестве судьи в знаменитой Парижской дегустации 24 мая 1976 года. На то время ему было только 25 лет, но уже семь из них он проработал в знаменитом ресторане сначала помощником шефа винного подвала, а потом уже и главным соммелье заведения. На дегустацию он попал благодаря знакомству со Стивом Спурье (Steven Spurrier), организовавшим это мероприятие, а также за счет того, что немного знал в то время калифорнийские вина.
Christian Vanneque среди судей Парижской дегустации (крайний слева)
Позднее Кристиан консультировал многие лучшие рестораны мира, а затем приехал к брату в Индонезию на остров Бали, влюбился в те места и остался там навсегда.
Что толкнуло Christian Vanneque заплатить столько за бутылку белого вина?
Та самая бутылка Chateau d’Yquem 1811
“Я стал фанатом Yquem после 10 лет работы в ресторане La Tour d’Argent в Париже. Винная коллекция этого ресторана необыкновенная. В моем личном скромном винном подвале тоже есть несколько бутылок этого хозяйства разных урожаев. В ноябре 2010 года я загорелся идеей прикупить для себя что-нибудь из Икема, но редкого и старого урожая. Такая бутылка мне нужна была для только открывавшегося моего ресторана в Бали Sip Sunset Grill. Таким образом я хотел бы привлечь в мое заведение ценителей тонких вин со всего мира. Я тогда просмотрел много старых винтажей этого шато XIX-го века, но больше всего меня заинтересовали две бутылки Yquem 1811. Я провел маленькое собственное раследование и выяснил, что владелец одной из бутылок не имеет достаточно надежных доказательств провенанса своего вина, а вот виноторговая компания Antique Wine Company предоставила исчерпывающие доказательства подлинности своей бутылки и в частности бумаги, подтверждающие, что их вино прошло процедуру рекондиции (проверки) в самом шато Икем в 2007 году. Поэтому я и заинтересовался в приобретении этой бутылки, что и было сделано 18 января 2011 года. Позднее я приехал в Лондон, забрал эту бутылку и повез ее обратно к себе на Бали. Ее перевозка самолетом сильно тревожила меня. Вино было очень тщательно упаковано в багаж. В салон в ручной клади по нынешним правилам безопасности полетов я ее взять не мог. Меня также беспокоило, не вызовет ли высота течи вина через пробку. Для этого перед полетом Лондон-Бали я ее застраховал в одной из английских компаний как часть соглашения о покупке. С тех пор бутылка Chateau d’Yquem 1811 выставлена в моем ресторане Sip Sunset Grill на Бали. Хранится она за пуленепробиваемым стеклом (см. фотографию) при контролируемой температуре и влажности.”
В 1811 году в Шато Икем было сделано 10 бочек вина – это около 3000 бутылок, причем большая часть из них была позднее экспортирована в Россию по заказу царского двора (русские цари просто платили за подобные вина больше, чем другие коронованные особы мира!) На сегодня подтверждено, что существует только 10 неподделанных бутылок этого вина. “Недавно я разговаривал с виноделом Château d’Yquem, Sandrine Garbay, и она сказала мне, что самое старое вино хозяйства, которое есть у них в подвалах, датируется 1863 годом!”, – говорил Кристиан.
Vanneque сразу после покупки заявил, что он не собирается продавать эту бутылку, а планирует открыть и выпить ее в 2017 году в ресторане La Tour d’Argent в ознаменование его 50-летней карьеры в мире вина. «Я никогда ее не продам, даже какому-нибудь богатому китайскому джентльмену и миллионеру с Ближнего Востока, которые захотят предложить мне крупную сумму. Я не так богат и много работал. Я не хочу, чтобы это вино хоть как-то ассоцировалось с инвестициями. Я сомелье, а вино создано для того, чтобы его пить», – заявил Vanneque.
А соблазнов у Кристиана было много. “Как-то один богатый китаец посетил мой ресторан”, – рассказывал Кристиан. “Представился он как винный коллекционер, живущий в Шанхае. Он знал о моей бутылке и в процессе нашего с ним разговора протянул мне кредитную карточку American Express, предложив снять с нее $300,000 за мой Икем, но с условием, что он забирает бутылку прямо сейчас. На что я ему ответил, что она не для продажи. Он продолжил обед со своими друзьями. Когда они закончили, то перед выходом из ресторана “шанхаец” повторно сделал мне предложение в $300,000. Мой ответ был все тем же.”
Шато Икем 1811 в свое время пробовали лучшие винные эксперты Майкл Бродбент и Роберт Паркер. Вот как они описывали свои впечатления:
М.Бродбент: «Первый раз пробовал вино в самом Шато Икем в 1986 году. Сделанная вручную бутылка, на этикетке которой было указано: «Chateau Yquem, Marquis A M de Lur Saluces, 1811, Grand Vin Sauternes». («Шато Икем, Маркиз де Люр Салюс (этой семье хозяйство принадлежит с 1785 года), Главное вино шато, Сотерн). Почерневшая пробка, хороший цвет, всё ещё сладкое. Второй раз пробовал через 9 лет на знаменитой 16-ой ежегодной дегустации редких вин, организованной немецким коллекционером Харди Роденштоком. Стёртая этикетка, золотистый цвет, хорошо различимые тона абрикоса, сахара и сильная кислотность. Продолжительный сухой финиш. Общая оценка 4 звезды (из пяти возможных)».
Роберт Паркер: «Я полагаю, что у Икема было два выдающихся урожая, которые мне посчастливилось попробовать – 1811 и 1847 годов. Оба экземпляра были маслянистыми, густыми, необыкновенно комплексными с доминированием во вкусе и аромате великолепных ботризированных и медовых фруктовых тонов. Вино 1811 года имело тёмно-золотой цвет, божественную плотность, сладость аромата, необыкновенные вкусовые экстракты и финиш, который продолжался больше минуты – это именно то вино, на котором стоит репутация хозяйства. Это было жидкое крем-брюле. И помните, это был винтаж «года кометы». И это несмотря на то, что вину в тот момент было уже 184 года. 100 баллов.» (Паркер пробовал это вино на той же дегустации Роденштока в 1995 году).
Эксперт журнала «Wine Spectator», Per-Henrick Mansson, также оценил это вино в 100 баллов, утверждая на страницах издания, что данное вино представляет собой “экзотическую комбинацию взбитого крема и свежераздавленной малины“.
К сожалению осуществить свою мечту и открыть эту бутылку в парижском ресторане Кристиану не удалось. Он умер 9 января 2015 года в Бали в возрасте 65 лет после непродолжительной болезни. Что стало с его знаменитой бутылкой вина Chateau d’Yquem 1811 неизвестно.
(Продолжение следует…)