Настоящая причина – деньги для правительства!
Обозреватель американского сайта Vinepair, Courtney Schiessl, рассказывает историю создания одной из классификаций итальянских вин.
Пожалуй, наиболее сложная и запутанная часть итальянских, да практически и всех европейских винных этикеток – система аппелясьонов. Чем DOC отличается от DOCG? Почему на некоторых бутылках указано DOC, а на других – DOP? Во всяком случае, а что они обозначают? Не стоит забывать и о том, что законы, регулирующие производство вин, это самая неинтересная вещь, когда пьешь вино.
Тем не менее, мне захотелось взглянуть повнимательнее на итальянскую классификацию IGT, или Indicazione Geografica Tipica. Она была создана менее 25 лет назад специально для вин, производство которых не отвечало требованиям, существовавшим на то время в других классификациях. Но зачем так переживать о винах, которые не подчиняются установленным правилам? Реальная причина такого внимания к этим винам со стороны итальянского правительства – собрать побольше денег!
Итальянская система классификации вин, какой мы ее знаем сегодня, формально начала свое существование в 1963 году, когда итальянское правительство ввело в действие двухуровневую систему качества вин или аппелясьонов, где подробно описывались границы винодельческих районов, используемые сорта винограда, стиль вин, требования к их выдержке и многое другое, во многом копируя уже существовавшую тогда французскую систему АОС.
DOC классификация (или Denominazione di Origine Controllata) примерно эквивалентна французскому АОС, а вот более высокая классификация DOCG (или Denominazione di Origine Controllata e Garantita) была зарезервирована для самых лучших вин регионов и имела еще более жесткие правила. Третьей и последней классификацией итальянских вин на то время были просто столовые вина: Vino da Tavola или VDT.
И хотя первые два уровня предполагали производство качественных вин, система быстро стала давать сбои. Уже в первые годы существования DOC сотни винодельческих регионов страны получили эту маркировку. Границы винодельческих зон стали расширяться, к ним начали присоединять земли, которые исторически никогда не производили высококачественных вин. Десятки тысяч литров посредственных вин были маркированы как DOC. Подобный тренд продолжился, когда с 1980-го года начали присваивать классификацию DOCG, предполагающую производство лучших из лучших вин. Причем эту маркировку, в том числе, получали и районы, которые имели слишком короткую историю производства качественных вин.
Одновременно, начавшись в конце 1960-х, затем через все 70-е и 80-е годы производители вина были скованы теми ограничениями, которые появились с введением системы классификации DOC, как например, жестким ограничением в использовании сортов винограда и стилей производимых вин. Это недовольство особенно сильно проявилось в Тоскане, где Chianti DOC требовало в смеси не более 70% сорта винограда Санджовезе. Это означало, во-первых, что виноделы не могли использовать 100% этого сорта, а во-вторых, что они не могли при производстве своих вин смешивать классические французские сорта, как например, Каберне Совиньон или Мерло. А эти сорта появились в здешних краях за счет притока французских мигрантов, попавших в Италию во время Второй мировой войны.
Находясь в ситуации, когда правила DOC в одних случаях были слишком мягкими, а в других черещур жесткими, что должны были предпринять местные виноделы? Они начали пытаться как-то сбалансировать систему и делали вина, которые все равно игнорировали правила местных DOC. Такие вина не могли быть замаркированы как DOC и их начали маркировать просто как столовые вина. Это был на то время единственный вариант. В последствии такие вина стали известны как «Супертосканские» и первым из них было вино Tenuta San Guido Sassicaia урожая 1968 года. Оно было сделано из смеси сортов, основным из которых был Каберне Совиньон, и выдержано в новых французских дубовых бочках. Несколькими годами позднее Antinori выпустил свое первое Tignanello урожая 1971 года. В то время оно представляло собой смесь Каберне Совиньона и Каберне Фран. (Современный сортовой состав этого вина – это смесь Санджовезе с бордоскими сортами.)
Местные власти хорошо видели, какой успех сопутствует этим супертосканским, в том числе и финансовый. Многие местные производители поспешили запрыгнуть на подножку этого модного поезда и официальные власти оказались в интересной ситуации. К 1980-м некоторые итальянские наиболее качественные и дорогие вина, за которыми охотились по всему миру, маркируются просто как столовые. Это не только подрывало существовавшие системы DOC/DOCG, но эти виноделы имели также значительные прибыли с реализации своих вин без уплаты установленных сборов, необходимых для получения более высоких классификаций. Дорогие супертосканские просто издевались над системой государственного винного регулирования, платя при этом в казну очень маленькие налоги и акцизы. Какому правительству такое понравится?
Это стало стимулом создать новую винную классификацию, которая находилась бы между VDT и DOC. Окончательно довести эту идею до конкретного воплощения в жизнь сумел Giovanni Goria, министр сельского хозяйства Италии в начале 1990-х. Так в 1992 году начала действовать классификация IGT или Indicazione Geografica Tipica по закону № 164, также известный как Goria’s Law. Новая категория давала производителям больше свободы, чем системы DOC and DOCG, а с другой стороны, теоретически гарантировала более высокого качества вина относительно слабо регулируемой классификации столовых вин.
И сегодня производители должны платить больше, чтобы получить категории DOC и DOCG (не в смысле взяток госчиновникам), но IGT категория позволяет итальянскому правительству свести к минимуму разногласия между классификациями и увеличить поступления в госказну по сравнению со старой системой.
Как обычно, во всем замешаны деньги и финансовые интересы.
Примечание: позднее классификация IGT распространилась на всю Италию, давая виноделам и других районов страны определенную свободу в сортовом составе производимых ими вин. Может стоит по аналогии называть эти вина «суперитальянскими»?