Ненужность экспертов?

The death of the experts?

У Президента Трампа постоянно нет достаточно времени для консультаций с экспертами. «Эксперты ужасны…Они говорят мне, что я нуждаюсь в советнике по внешней политике. Допустим, я обзаведусь таким. Разве я буду делать что-то лучше с ним, чем делаю сейчас без него?», – заявлял Трамп на одном из своих митингов во время предвыборной президентской кампании в штате Висконсин. Трамп имеет своих единомышленников в этом вопросе по обеим сторонам Атлантики.

В прошлом году один из ведущих политиков, который поддерживал выход Британии из ЕС (Brexit), Michael Gove, в ответ на шквал данных от специалистов и экспертов о негативных последствиях выхода страны из ЕС, заявил: «У нас слишком много экспертов…» Этот его комментарий был встречен с насмешками, но тем не менее приверженцы Брехсита «смеялись последними», когда итоги референдума стали известны. Шесть месяцев спустя тот же Gove заявил на радио ВВС, что мнение специалистов в области экономики и социальных наук «заменила надежная мудрость толпы!»

Нет ничего нового, что политики полагаются на мнение толпы в принятии своих решений. Но большинство нормально функционирующего бизнеса традиционно учитывает мнение экспертов. В этом плане характерно бережно воспитанные и давно существующие отношения между бизнесами, связанными с путешествиями, едой, алкоголем и критиками. Но эта ситуация быстро меняется. Сегодня редкий владелец гостиницы предпочел бы крупный обзор его бизнеса в глянцевом журнале, чем награда TripAdvisor Travelers’ Choice. Все больше отельеров просят своих постояльцев выложить свои мнения и оценки относительно своего отеля в социальных сетях, подкладывая TripAdvisor опросные карточки к счетам клиентов.

В винном бизнесе неким близким аналогом TripAdvisor является сайт Vivino, 22 млн пользователей которого суммарно выложили 3.5 млн отзывов и рецензий на выпитые ими алкогольные напитки. Производители вина, которые раньше смотрели не дальше рецензий в печатных медиа критиков или блоггеров, сейчас только и говорят об их рейтингах на сайте Vivino, которые порой очень сильно отличаются от оценок профессиональных критиков. Например, более 30 тыс пользователей Vivino дали среднюю оценку наповскому вину «The Prisoner» в 4.3 балла из 5 возможных. А вот известный винный обозреватель газеты «The Wall Street Journal», Lettie Teague, описала это вино как «дорогая никчемность».

Бывший сотрудник паркеровского «Wine Advocate», Antonio Galloni, достаточно быстро понял силу нынешних социальных сетей и мнение обычных их посетителей и купил в декабре прошлого года приложение под названием Delectable («Прелестный»), которым пользуется порядка 120 тыс человек каждый месяц, сканируя на свои телефоны этикетки бутылок с вином и читают о них рецензии и оценки. Покупка Galloni также включала бизнес под названием Banquet («Банкет»). Запущенный в 2015 году, Banquet позволяет потребителям покупать вина непосредственно от лучших независимых продавцов-ритейлеров, как например, Kermit Lynch, просто используя свои телефоны.

Исторически, винные авторы и винные публикации отказались от идеи облегчения и упрощения продаж вина. Но критики-традиционалисты все более отчаянно борются за то, чтобы зарабатывать деньги на том, что они пишут и говорят. Paul Mabray, американский винный консультант в социальных медиа, недавно оценил, что сегодня существует менее 25 «супер-критиков» с аудиторией в 100 человек и более. Но даже и для них нет никаких гарантий, что помимо винной критики они могут ничем больше не заниматься. У Mabray профессиональный опыт работы на платформе социального медиа Vintank, где он отслеживал комментарии пользователей, так что его оценкам можно доверять.

Есть конечно и исключения, как ранее упомянутая Lettie Teague, которая может зарабатывать себе на жизнь непосредственно винной критикой. А вот большинство ее коллег могут полагаться только на публичные лекции и инициативы, пытаясь получить хоть какие-то деньги от производителей и дистрибьютеров за использование своих рейтингов. Но даже эти заработки какие-то гроши, «chicken feed», по сравнению с доходами того же Galloni или владельцами Vivino. А те, в свою очередь, могут с завистью поглядывать на прибыли в $74 млн, полученные в 2015 году TripAdvisor и его подразделениями, от размещения туристов, посещения ими ресторанов и заказов мест в гостиницах для 350 млн путешественников.

Понятно, что те, кто фокусируются только на вине, никогда по своим доходам не смогут сравниться со своими коллегами из туристического бизнеса, просто потому, что это разные по численности аудитории потребителей. Винные компании, которые ранее имели значительные бюджеты для проплаты хороших рецензий у винных критиков на свою продукцию, сейчас охотно готовы перераспределить эти денежные средства тем бизнесам, которые предоставляют возможность прямой связи с потенциальными покупателями. Vivino уже делает регулярные предложения вин своим пользователям, а посетители приложения Galloni «Банкет» имеют доступ к 20 тыс различных вин.

Сколько еще других «экспертов» ищут путей попробовать себя в системе винной розничной торговли? С или без мудрости толпы?

Robert Joseph 

Robert Joseph – британский винный эксперт и популяризатор вина. В 1984 году он запустил издание журнала Wine International и Лондонское соревнование International Wine Challenge, ставшее со временем очень популярным. Постоянный автор многих специализированных изданий и винных колонок в крупных британских газетах и журналах.

По материалам сайта www.meininger.de/en/wine-business-international

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>