Новости мира алкоголя. Ноябрь 2020. Часть 1

«Морской» виноград?

Было достаточно сообщений о том, что многие виноделы и винные хозяйства из разных стран, в том числе и известные, например такие производители шампанского, как, Veuve Clicquot, Drappier, Louis Roederer занимаются экспериментами по выдержке готового вина под водой.

Такой метод имеет свои плюсы и минусы, но в целом он получил позитивные отзывы. Так известный летающий энолог Michel Rolland так определил свое отношение к этому вопросу: “Естественно, если виноделы захотят погрузить под воду все свои вина, то это будет достаточно сложно осуществимо. Но если меня спросят, будет ли эффект от хранения вина под водой, я категорически скажу: “Да”.

Но все эти эксперименты были связаны с выдержкой уже готового вина, разлитого по бутылкам или еще остающегося в бочке.

В данном случае погружение под воду осуществлялось для только что собранного винограда. Это происходило у итальянского побережья Средиземного моря. Для этого использовались плетеные корзины, наполненные свежесобранным виноградом. Они находились под водой в течение пяти дней после чего были подняты на поверхность.

Специалисты считают что знаменитые древнегреческие вина с острова Chios (Хиос), 25 веков назад известные своей сладостью и крепостью и доступные только элите, делались именно из винограда, предварительно погруженного на некоторое время в соленую воду. Пока это только предположение, поскольку древние виноделы не оставили после себя секретов виноделия.

 Калифорнийская статистика

На этом ресурсе опубликована статистика, касающаяся производства вина в штате Калифорния за период 2002-2019. Этот штат является основным в виноделии Америки. На его долю приходится 81% всего вина, производимого в США, и Калифорния занимает 4 место среди всех стран производителей вина.

Если взять последний год (2019), по которому уже есть полная статистика, то из Калифорнии внутрь страны и во всему миру было поставлено 275.6 млн 9-л ящиков вина, из которых на долю США пришлось 241.5 млн. Остальные 34.1 млн ушли за границу. Оценочная цена вина, поставленная внутри США, составляет в $43.6 млрд. Как видно из таблицы, 2019 год не был самым успешным. Он уступает пяти предыдущим годам (2014-2018).

Бейрутский взрыв

Два материала (один и второй) на тему взрыва в Бейрутском порту склада с селитрой в воспоминаниях свидетелей, связанных с вином. Тяжелые параллели между ливанской войной 2006 года и последствиями нынешней трагедии. Но оптимизм не покидает людей. «Мы продолжаем делать вино даже в такие тяжелые времена».

От Шампани до Мозеля

Это подборка красивых фотографий, сделанных Philip Lee Harvey во время поездки по двум известным винным регионам через два почитаемых хозяйства: французский Дом шампанского Salon и известный немецкий производитель Egon Müller.

Борис Джонсон и его подарки

У премьер-министра Великобритании конфисковали бутылку венгерского вина, подаренного ему венгерским правительством, поскольку она превысила установленную цену на подарки высокопоставленным лицам страны. (Неужели Виктор Орбан пытался с помощью местного знаменитого вина Eszencia «подмазать» Джонсона! Ну и нравы у них в объединенной Европе!) Помимо этой бутылки под конфискацию из подарков Премьер-министру попали также банка икры (не баклажанной, «заморской», а той самой дорогой и престижной) и бутылка скотча. Строгие инспекторы не забыли и про картину и скульптуру из тех же подарков. Для того, чтобы избежать влияния на высокопоставленных членов правительства и парламентариев через подарки и подношения, правилами установлена максимальная цена одного подарка – она не должна превышать £140 (или $185). Куда дели вино проверяющие? По сообщению газеты The Independent вино было банально вылито в канализацию. «Варвары», – хочется воскликнуть на это!

Статья о современном российском виноделии в газете New York Times

Опубликована она была 1-го ноября этого года разделе газеты «Европа». Перевод дается выборочный.

Автор статьи, Антон Трояновский, озаглавил ее «В идиллической винной стране России сказочные мечты разбиты» с подзаголовком:

«Зеленый кусок юга России вызывает невольные ассоциации с итальянской Тосканой и здесь производится удивительно волшебное вино. Но бюрократические кошмары и полицейские рейды мешают устремлениям начинающих виноделов.»

«…В России нет недостатка в новаторах, рисковых и вольнодумных предпринимателях. Но их родная страна построена не для них. Рано или поздно власти дают понять, что появление таких людей нежелательно. Посетите бархатные склоны, спускающиеся к утопающему в зелени Черноморскому побережью России, и вы убедитесь, что это касается даже производства вина.

На первый взгляд, возрождение российского виноделия, пытающееся удовлетворить более изысканные вкусы состоятельных россиян — это история успеха путинской эпохи. Но за виноградными лозами открывается более мрачная и очень русская история о больших мечтах, разбитых надеждах, бюрократических кошмарах и полицейских рейдах.

Многие из самых маленьких и самых инновационных виноделов России с неформального одобрения местных властей долгое время работали без лицензий, считая их чрезмерно громоздкими и дорогими. Затем, около двух лет назад, федеральные власти начали жесткие меры, положив конец буму «виноделов-выскочек» в стране.

Вадим Бердяев в своей «гаражной винодельне» внутри собственного дома в Анапе. Вадим вместе со своей женой начали делать вино, когда 12 лет назад они переехали жить на побережье Черного моря.

Россия занимает почти семь миллионов квадратных миль территории, большая часть из которых круглый год непригодна для производства с/х культур, а почвы почти не дают урожая, кроме морошки, брусники и странных бивней мамонтов, порой торчащих из вечной мерзлоты.

Но есть полоска от предгорья Кавказа до Крыма, где мягкая, темно-зеленая земля, сияющая под теплым осенним солнцем, напоминает тосканский полдень. Здесь производили вино и древние греки, и русские цари, использовавшие французский опыт.

Затем Советы объединили виноградники и превратили виноделие в промышленное производство, подобные компании Кубаньвиноградагропром.

В богатых вином районах, таких как курортный город Анапа, когда-то были торговые автоматы, которые разливали охлажденный рислинг по чашкам. Дома, в подвалах, местные виноделы оттачивали свои собственные мелкосерийные техники.

В настоящее время побережье Черного моря – это сказочная страна энофилов, привлекающая людей со всей страны, желающих попробовать сделать собственное вино на его каменистой почве. Здесь выращивают большинство основных европейских сортов винограда, наряду с малоизвестными советскими и местными сортами, такими как Красностоп (Золотовский).

Для президента Владимира Путина восстановление славных дней царской эпохи российского виноделия совпадает с его миссией – снова сделать Россию великой. Союзные Кремлю олигархи вложили миллионы долларов в элитные российские виноградники, а один из руководителей пропаганды г-на Путина, телеведущий Дмитрий Киселев, возглавил ассоциацию виноделов страны. Поэтому логично, что часть ежегодной сельскохозяйственной ярмарки в Краснодарском крае, южной житнице России, посвящена вину. Но было что-то странное в огромном конференц-зале в Краснодаре, главном мегаполисе региона, когда я посетил ярмарку в начале октября: мужчины, торгующие своими мерло и совиньон бланом, казалось, очень настороженно относились к журналистам.

В качестве объяснения Андрей Грешнов, бывший московский банкир, указал на свои бутылки. На них не было акцизных марок, обычно требуемых для продажи алкоголя в России. Получение лицензии на производство и продажу вина долгое время было слишком дорогостоящим для мелких производителей, таких как Грешнов. Таким образом, он и десятки других действовали вне закона, подмигивая и кивая местным властям, которые видели в них часть идентичности региона и тоже пили их вина. Они продавались на ярмарках и путешественникам в турах по винодельням. Но в последние два года федеральные правоохранительные органы России вмешались в эти негласные договоренности и стало ясно, что хорошие времена прошли: правительство дало понять, что даже самые маленькие винодельни должны получать лицензии. Это означало потратить около 7000 долларов на оформление документов, вентиляцию и специализированный сканер акцизных марок; подвергаться строгому контролю и проверкам; и отслеживание каждой произведенной бутылки с помощью специализированного правительственного программного обеспечения и уникальных 19-значных кодов.

Винодел Иван Каракезиди играет на флейте в своем винном погребе. «Вести бизнес здесь контрпродуктивно, – объясняет он. «Что бы ни случилось, они всегда могут тебя осудить, посадить в тюрьму, все забрать или будут тебе завидовать».

Ранее упомянутая г-жа Бердяева уволилась с работы, чтобы сосредоточиться только на бюрократии, и семейная пара наконец получила лицензию. Но вместо того, чтобы радоваться, г-н Бердяев говорит, что он живет в постоянном страхе перед проверками или ошибкой в оформлении документов. «Я нахожусь в таком постоянном напряжении, что, не дай бог, я сделаю что-то не так», – говорит он. «Иногда в этом стрессовом состоянии я больше не понимаю моего вина и думаю, что испортил его. И это действительно удручает». Его стресс и беспокойство созвучны крикам душ многих россиян, которые борются с необузданной властью полиции и бюрократии…»

В дегустационной комнате винодельни Семигорье

Все фотографии взяты из статьи в Нью-Йорк Таймс

На прошедшей неделе сразу две публикации в англоязычном интернете касались грузинского виноделия в США.

Первая:

В «Золотом штате» (так порой зовут Калифорнию) зарыты новые сокровища

На футболках персонала, работающего на винодельне Story Winery, расположенной в калифорнийской долине Shenandoah в графстве Amador, вышиты название винодельни на грузинском и английском языках. (В оригинальной статье на английском языке обращается внимание на то, что не следует путать название бывшей советской республики с американским штатом Джорджия. Это разные места!) Открывается новая страница в долгой и многогранной истории выращивания винограда и производстве вина в предгорьях Sierra.

Чуть более года назад уроженцы Грузии Давид и Наталия Дедиашвили купили винное поместье в местном предгорье под названием Story Winery, которое было основано Dr. Eugene Story в 1973 году. Сделка включала в себя приобретение самой винодельни, дегустационного зала, пять акров (2 га) виноградников, засаженных старыми лозами, и открывающийся прекрасный вид на реку Cosumnes.

Давид Дедиашвили, владелец Story Winery, разгребает песок с запечатанной стеклянной крышки квеври с бродящим шардоне.

Дедиашвили сразу же построили открытый павильон, где вкопали в землю 50 сосудов квеври, доставленных из Грузии. Их общая вместимость 500 галлонов или 1900 л. Один квеври в среднем имеет вместимость 10 галлонов или 38 л. В них ферментируется три сорта – Шардоне, Зинфандель и Сира. Зинфандель и Сира после брожения переливаются в нейтральные французские бочки для выдержки, а вот Шардоне остается в запечатанных квеври до следующей весны. Сок бродится вместе с кожицей и косточками внутри сосуда под стеклянной крышкой, присыпанной песком для блокировки солнечного света. Когда вино будет готово, оно будет серьезно отличаться от местных шардоне, сделанных по классической технологии.

Грузинский винодел Георгий Бакурадзе выглядывает из квеври, в котором он ферментирует сорт Сира на винодельне Story Winery.

Эти квеври обмазаны смесью известняка и цемента для предотвращения растрескивания глины сосуда, особенно во время землетрясений, которые в этих краях не редкость. В соответствии с грузинской традицией внутренние стенки квеври обмазаны пчелиным воском.

Сам Давид Дедиашвили не винодел – он закончил экономический факультет в грузинском Университете и зарабатывал в Америке на жизнь будучи владельцем медицинской компании в Сан Франциско. Поэтому он нанял для своего нового проекта винодела Георгия Бакурадзе, бывшего грузинского банкира, который сейчас является директором винодельни Spirit of Georgia в городе Телави Кахетинского района. (О его работе на новой для него винодельне можно прочитать в указанной статье. Как и о преимуществах глиняных сосудов квеври над стальными емкостями и в целом о популярном ныне тренде виноделов по всему миру на производство «натуральных» вин.)

В окружении каньонов вдоль реки Cosumnes Давид и Георгий с образцами своего вина.

 Вторая:

На американский рынок поступило новое красное вино под названием Lost Eden («Потерянный рай»), сделанное по уникальным грузинским традициям.

Проект спонсировался грузинским министерством сельского хозяйства, а осуществляла его команда из трех человек: Ладо Узунашвили, представитель 11-го поколения семейных виноделов, Леван Гахешиладзе, который до этого успешно основал совместное предприятие с французским алкогольным гигантом Pernod Ricard, и Тариэл Чихуа, молодой предприниматель с дипломом знаменитого американского Корнельского университета. Цена стандартной бутылки этого вина в рознице – $18.99. Сорт винограда – саперави. Часть вина выдерживалась в квеври. Это вино попытка познакомить американских потребителей с истинным грузинским вином.

(Дальше кратко описывается винодельческая история Грузии с древнейших времен и до наших дней, сильная зависимость грузинского виноделия от поставок в Россию.)

Видео представление вина можно найти по адресу www.LostEden.com

 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>