Аукцион вин из подвала Эрика Гринберга

Совсем скоро, 17-18 ноября в Гонконге состоится большой винный аукцион, который проводит аукционная компания Zachy’s Wine Auctions. Аукцион назван «Коллекция «Золотые ворота».

Предполагается, что в течении двух дней будет распродаваться вина из подвала одного владельца в количестве 7263 бутылок (1115 лотов). Предварительные оценки будущего аукциона лежат в рамках US$6 – $9 млн. Действительно, аукцион крупный, заметный, но в Гонконге таких проходит в последнее время довольно много. Почему же к этому приковано особое внимание?

Все дело в том, чьи вина будут выставлены на продажу? Эта винная коллекция принадлежит Эрику Гринбергу. Сам он проживает в северной части Сан-Франциско, поэтому и аукцион называется «Золотые Ворота».

Сначала стоит немного рассказать о самом Эрике.

Сейчас ему около 50-ти лет. Родился он в знаменитом Лас-Вегасе. Про таких как Эрик говорят, что это человек, сделавший сам себя (self-made man), добившегося всего своим собственным трудом. Он вовремя занялся интернетовским бизнесом, как раз в момент развития компаний «dot-coms» в 1990-х. Работая со многими из них в качестве консультанта, он помогал им создавать свои интернет-сайты.

Это было время, когда люди в компьютерной сфере богатели не по дням, а по часам. Гринберг не был исключением. В 1999 году в списке сорока самых богатых американцев в возрасте до сорока лет он оказался на 28-м месте с личным капиталом в $603 млн. К 2000–му году волна «dot-coms» пошла на спад. Это моментально отразилось и на Эрике. В аналогичном списке 2000 года он уже на 31-м месте и капитал его «похудел» более чем в три раза до $187.3 миллиона. Однако это совсем не мешало ему спокойно тратить $15000 на одну вечеринку. Или же широко отметить вместе со своими друзьями приход нового, третьего тысячелетия. Они арендовали культовый ресторан в Сан-Франциско и окончание XX века встретили распитием таких вин его начала, как Château Margaux 1900, Château Latour 1900 и магнум Château d’Yquem 1921. Быстро богатея, Эрик стал приобретать с такой же скоростью и редкие вина.

В результате к концу 1990-х у него в подвале хранилось уже порядка 65 тыс бутылок вина, из которых 11 тыс – это редкие и дорогие экземпляры. Это была одна из самых больших винных коллекций в США. Особая гордость – 50 бутылок французских вин лучших урожаев XIX века: Château Lafite Rothschild 1805, Château Latour 1874, 1870 and 1865 годов, Château Mouton-Rothschild 1870, и вина ХХ века – Château d’Yquem 1921, магнум Château Pétrus 1921 и бутылка Napoleon’s Cognac 1802 года с собственной печатью Императора. Особенно Эрик полюбил вина производителя Henri Jayer из Бургундии. «Он волшебник. Даже в плохие годы его вина исключительны. Волшебство состоит в том, как он делает эти вина, что они всегда особенные. Это все равно, как Монэ стал лучшим из импрессионистов», – как-то он заявил одному из корреспондентов. Для сбора всех этих «сокровищ» Эрик широко пользовался интернетом, в котором знает толк. Мировая «паутина» позволяла ему собирать информацию о редких винах, находить их, связываться с отдельными коллекционерами и дистрибьютерами. Но он не отказывался и от таких классических источников, как винные брокеры, аукционные дома и розничные торговцы. Он любил повторять: «Природа коллекционирования редкими винами определяется простым правилом, что существует ограниченное предложение и значительный спрос со стороны тех людей, которые хотят иметь эти вина. Поэтому действовать надо быстро». Большинство его приятелей полагали, что он собирает вина прежде всего для потребления, для получения от них удовольствия, а уже потом – для коммерции. Он сам подтверждал это мнение: «У меня всегда была страсть к тому, чтобы разделить бутылочку хорошего вина в кругу моих друзей за приятным разговором». Однако, постепенно удача отвернулась от Гринберга. Состояние его растаяло с такой же скоростью, как и создалось в свое время. В конечном итоге он потерял порядка 90% того, чем владел. Чтобы как-то поправить свои финансы, Эрик начал потихоньку распродавать свою коллекцию с помощью аукционов.

Так в 2010 году аукционная компания Acker Merrall & Condit провела крупнейший на то время аукцион в Гонконге, сразу же по завершению там выставки Vinexpo 2010. На нем было реализовано вин на US$19.5 млн. В каталоге было сказано, что 1820 лотов, в которые входило 19 тыс бутылок вина, поступили из одного «легендарного» подвала, который Acker назвал как «Имперский подвал». Имя собственика подвала официально не называлось, но циркулировали упорные слухи, которые никем не опровергались, что владельцем всех этих вин является американский коллекционер Эрик Гринберг (Eric Greenberg).

Вот фотография с того аукциона:

слева – Эрик Гринберг, в центре – Пол Понталье, генеральный менеджер Шато Марго (к сожалению, ныне покойный) и справа – Джон Капон, президент Дома Acker Merrall

А вот пятью годами раньше, в 2005 году, состоялся другой крупный аукцион вин того же Эрика Гринберга под названием «Человек с Золотым Подвалом» («The Man with the Golden Cellar») (неправда ли, есть какая-то перекличка в названии с нынешним?). Его проводила другая аукционная компания – Zachy’s Wine Auctions. Тогда было продано чуть меньше – 17 тыс бутылок вина. Но по прошествии нескольких лет оказалось, что среди проданных экземпляров было как минимум 24 признаных фальшивыми. Возможно их было и больше, но эти 24 попали в собрание известного американского коллекционера Била Кока. Они лежали у него в подвале несколько лет, пока как-то он не вызвал экспертов проверить его вина на аутентичность. Причем подозрения его пали на совсем другие вина. Но уже проверяя весь подвал, специалисты выявили эти 24 бутылки фейка.

Бил Кок начал тогда судиться в первую очередь с аукционной компанией Zachy’s, а потом уже с Гринбергом, от которого Zachy’s и получил эти бутылки.

В результате долгих судебных разбирательств, апелляций в суды более высокой юрисдикции, 11 апреля 2013 года 8 членов Федерального жюри в деле «William Koch против Eric Greenberg» в нью-йоркском окружном суде единогласно признали Эрика Гринберга совершившим умышленное и преднамеренное мошенничество, продав 24 бутылки (21 магнум и 3 стандартные) поддельных вин флоридскому миллионеру Билу Коку на винном аукционе, устроенном компанией Zachy’s в октябре 2005 года. Среди этих вин были: Château Latour 1864, магнумы хозяйства Chateau Petrus 1921, 1928 и 1950-х годов и магнумы Chateau Lafleur 1921, 1945, 1949 и 1950-го годов. И что важно, в приговоре было указано, что Гринберг заранее знал, что это поддельные бутылки с вином. Согласно решения жюри, Коку были возвращено $355 811, которые он потратил на приобретение этих бутылок, плюс $24 тыс за нарушение его прав и плюс $12 млн в целях наказания Гринберга за продажу подделок. Позднее эта сумма была уменьшена до $711 000.

Бил Кок на ступеньках здания суда со своим адвокатом. В руках у него знаменитый фейковый магнум Chateau Petrus 1921

А вот он с ним же на обложке журнала “Wine Spectator”

Аукционный дом Zachy’s отдельно уладил свои проблемы с Коком за нераскрытую сумму во вне судебного порядка.

И вот через 4 года после решения суда тот же аукционный дом Zachy’s опять выставляет на продажу часть коллекции того же Эрика Гринберга!! Вот этот факт и подогрел интерес к предстоящим торгам в Гонконге.

В каталоге, выпущенном Zachy’s для торгов, не скрывается, что поставщиком вин является Эрик Гринберг. Более того, там указывается, что «…владелец вин был привлечен к ответственности (в том числе за мошенничество) за продажу на аукционе в 2005 году некоторых бутылок вина, которые в последствии были признаны неаутентичными или негодными для продажи».

Известный в Калифорнии юрист, Don Cornwell из Лос-Анжелеса, ознакомившись с каталогом предстоящего аукциона, указывает, что «…за исключением заявления о том, что г-н Гринберг был признан виновным в мошенничестве, остальная часть напечатанной информации аукционного дома Zachy’s является существенно неточной и представляет собой ложную попытку свести к минимуму значение намеренного мошеннического поведения Гринберга. Хочется напомнить, что в решении суда такие слова, как «неаутентичные» и «негодные для продажи» не использовались. Там было сказано о совершении умышленного и преднамеренного мошенничества… Желание Гринберга побыстрее избавиться от своей коллекции вызвано его бракоразводным процессом и его предложение о продаже до этого было отвергнуто домом Christie’s.” (Дом Christie’s никак не прокомментировал это заявление Cornwell.)

Аукционный дом Zachy’s указывает на то, чтобы не повторились ошибки 12-летней давности, в этот раз выставляемые на торги бутылки были подвержены самой тщательной проверке самими сотрудниками Zachy’s и с привлечением постороннего известного независимого эксперта Michael Egan. Юрист Cornwell и на это имеет свое мнение: «Согласно оценкам известного специалиста по поддельным винам, Maureen Downey, для того, чтобы надлежащим образом оценить состояние этикетки, капсулы на пробке, саму пробку и стекло бутылки – необходимо не менее 30 минут на одну бутылку. 7263 бутылки, выставляемые на данный аукцион, потребуют 3631 часа или если работать по 10 часов в день семь дней в неделю – 363 дня или один год. Чего явно не было в данном случае.

Репутация дома Zachy’s уже подверглась неприятным испытаниям предыдущими продажами вин Гринберга. Zachy’s также оказался замешанным в продажах на миллионы долларов вин от Rudy Kurniawan, которые были реализованы через аукционы в Нью-Йорке, Лас Вегасе и Гонконге в период с 2008 по 2010 годы. В последнее время аукционный дом сделал очень много, чтобы вернуть к себе доверие и восстановить свою репутацию в мире винных коллекционеров. Организацию нынешнего аукциона коллекции Эрика Гринберга я рассматриваю только с позиций простой жадности.»

Осталось ждать недолго, чтобы увидеть чьи доводы оказались сильнее: аукционного дома Zachy’s, всячески подчеркивающего аутентичность выставляемых на продажу вин, или негативные комментарии Don Cornwell и некоторых других, которые в принципе утверждают, что мошенник – он и есть мошенник и иметь с ним дело не стоит.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>