Новая этикетка Шато Мутон Ротшильд

Новая этикетка Шато Мутон Ротшильд для вина урожая 2018

Владельцы знаменитого винного хозяйства из Бордо Шато Мутон Ротшильд объявили, что автором их новой этикетки для вина урожая 2018 стала работа китайского художника Cюй Бина (Xu Bing).

Примечание: Сюй Бин (род. 1955) – китайский художник, занимавший в свое время должность вице-президента Центральной академии художеств Китая. Он известен своими навыками печати, каллиграфии и инсталляционного искусства, а также творческим художественным использованием языка, слов и текста. (Википедия)

Его работы выставлены в нью-йоркском музее Соломона Гуггенхайма и Британском музее в Лондоне.

Данная этикетка имеет одну особенность: на первый взгляд кажется, что надпись на ней сделана китайскими иероглифами, но если внимательно присмотреться, то она исполнена латинским алфавитом, но в иероглифическом стиле. Можно прочесть слова «Mouton Rothschild». Лишнее свидетельство того, что Сюй Бин считается отличным каллиграфом.

Объяснение того, как слово «Мутон – Mouton» было замаскировано под китайскую каллиграфию. Аналогичным образом можно разобрать и второй «иероглиф», где читается слово «Rothschild».  Photographer: Xu Bing Studio

«Нам показалось уместным привлечь для оформления этикетки урожая 2018 именно китайского художника. Он представитель огромной страны, которая очень важна для нашего шато», – заявил Julien de Beaumarchais de Rothschild, совладелец Mouton Rothschild и ныне ответственный за организацию создания винных этикеток для новых урожаев хозяйства.

Примечание: Жюльен де Бомарше де Ротшильд (р.1971) – младший сын Баронессы Филиппины де Ротшильд (Baroness Philippine de Rothschild, 1933-2014) от ее второго брака с ученым и писателем Жан-Пьером де Бомарше.

Важность китайского винного рынка – это только один из факторов, повлиявших на выбор шато. Сюй Бин посетил хозяйство Мутон в 2013 году, познакомился с тогда еще здравствовавшей Баронессой и его имя было включено в шорт-лист возможных авторов будущей этикетки.

Авторы

Критерий отбора авторов будущих этикеток прост, объясняет Жюльен де Бомарше: «Выбранный нами художник должен быть уже известным также, как известно вино нашего хозяйства. Мы не собираемся открывать новые имена, мы не знакомим людей с неизвестными художниками с помощью наших этикеток. Еще лучше, если автор любит вино. Да, нас порой может разочаровать, если мы узнаем, что тот или иной автор не любит вина совсем. Он не выпьет даже глоток вина? Что же нам делать в таком случае? Чтобы не попасть в неловкое положение, мы просто не спрашиваем об этом у автора этикетки. Но я надеюсь, что такого не встречалось».

Оплата

Одним из первых вопросов, который сразу приходит на ум, когда узнают о произведениях различных художников для оформления бутылок вина шато Мутон Ротшильд – как оплачивается их труд? Или они работают бесплатно ради рекламы, престижа или дружеских отношений с семьей Ротшильдов?

Владельцы хозяйства могут покрывать живыми деньгами какие-то расходы автора, связанные с созданием этикетки, но никогда таким образом не оплачивается само художественное произведение. Непосредственно за него расчет производится только вином и только того года, этикетку которого оформлял данный художник. Количество бутылок (ящиков вина) в виде гонорара может разниться от случая к случаю (как правило в пределах от 1 до 5 ящиков или 12-60 бутылок). Согласно сайту wine-searcher стандартная бутылка Chateau Mouton Rothschild 2018 на сегодня оценивается в $570. Если взять среднее количество из ранее указанных пределов (для упрощения расчетов – 2.5 ящика или 30 бутылок), то теоретически художник Сюй Бин получил (или еще получит) за свою работу вина Мутон Ротшильд 2018 на сумму по сегодняшней цене за бутылку $17,100. А если учесть, что вина подобного класса с возрастом только дорожают, то со временем указанная сумма может существенно вырасти, если раньше оно не будет выпито. Что-то не было слышно, чтобы кто-то из авторов этикеток жаловался на неадекватную оплату.

Как подчеркнул Жюльен де Бомарше: «В какие-то урожаи может оказаться, что ценность художественной этикетки будет выше цены вина (порой значительно), налитого в бутылку с этим ярлыком, а в какие-то наоборот. Но мы не принимаем во внимание подобные размышления.»

История

Винодельческое хозяйство из Бордо Chateau Mouton-Rothschild в первую очередь знаменито своими винами, и своей славой оно обязано барону Филиппу де Ротшильду (Philippe de Rothschild), который возглавил эту винодельню в 1922 году. Он стал первым из Ротшильдов, действительно занявшимся виноделием, а не просто покупающим винные поместья.

До 1924 года молодой барон следовал традиции и, как и все остальные французские виноделы, продавал свои готовые вина негоциантам. Они уже занимались доведением вин до нужной кондиции, разливали их в бутылки, клеили собственные этикетки и продавали розничным торговцам. Филипп де Ротшильд стал первым, кто отказался от существующего правила и начал сам бутилировать свое вино, взяв на себя ответственность за конечный продукт. А винную этикетку он превратил в особый отличительный знак, подтвержденный собственной подписью. Этикетка стала своеобразной торговой маркой, брендом, она гарантировала подлинность происхождения вина (его аутентичность), а значит, гарантировала качество. Решив отметить своё новое начинание, Барон Филипп заказал известному дизайнеру афиш и вывесок того времени Jean Carlu разработать новую этикетку для своего вина урожая 1924 года. Так появилась первая собственная этикетка:

Художник изобразил голову «Аугсбургского барана» (о нем речь пойдет ниже) и пять стрел, символизирующих пять сыновей основателя династии Майера Амшеля (Мейера Ротшильда), разъехавшихся по пяти столицам основных европейских стран.

Но дальше дело не двинулось вплоть до урожая 1945 года. В тот год разгрома гитлеровской Германии царило общее настроение победы. Семья Барона Филиппа пострадала во время войны: в 1945 году была убита его первая жена Vicomtesse Chambure. За две недели до прихода освободительной армии она была депортирована в концлагерь в Германию, где и погибла. Барон потерял жену, но, к счастью, смог сберечь свою дочь, баронессу Филиппину. Мать успела передать девочку соседям, которые и спасли ей жизнь.

Желая как-то преодолеть горестные воспоминания, печаль утраты, барон решает заказать художнику Philippe Julian этикетку для своего нового вина урожая 1945. Так на ней появилась большая буква «V», символизирующая слово «Victory», приуроченная к победе и окончанию войны.

Барон всегда знал, как объединить культуру и коммерческий успех. Это была эра, когда художники редко занимались искусством для каких-либо коммерческих целей. «Это было обычно только для друзей, для удовольствия», вспоминает Филиппина. «Многие художники посещали шато. Некоторые рисунки делались прямо на столовых салфетках».

Решение Барона Филиппа приглашать для оформления этикеток известных и не очень художников доказало со временем, что это было очень правильно просчитанное (как сказали бы сейчас, маркетинговое) решение. Эти этикетки имеют больше, чем просто сентиментальную ценность. Для некоторых урожаев редкость этикетки более важна, чем качество вина, налитое в бутылку с ней, при определении аукционной цены. Качество самой художественной работы при этом не имеет большой роли. Вина плохих урожаев делаются малыми количествами и считаются не требующими долгого хранения в подвале. Но это не относится к Мутону. Коллекционеры могут хранить эти бутылки очень долго, чтобы иметь полный комплект этикеток. Когда эти бутылки поступают на аукцион, то состояние этикетки не менее важно, чем уровень вина в бутылке.

После смерти Барона Филиппа эту традицию продолжила его дочь Баронесса Филиппина. Она первая поняла то, что начиналось как необычный жест и продолжилось как способ развлечения среди друзей, с годами превратилось в серьёзную художественную коллекцию.

А после смерти Баронессы в августе 2013 года ее младший сын от второго брака, Julien de Beaumarchais, продолжил дело матери и деда по подбору художников для оформления последующих урожаев вин хозяйства. Урожай следовал за урожаем и художники, имена многих из которых на сегодняшний день не очень известны широкой публике, добавляли своё касание к этикеткам. Многие из них имеют небольшую эстетическую ценность и больше важны как графические приложения к вину, чем самостоятельные произведения искусства. Но среди мастеров, оформлявших этикетки хозяйства, были знаменитости, имена которых у всех на слуху. Вот некоторые из них:

Salvador Dali (Сальвадор Дали) 1958 год

Marc Chagall (Марк Шагал) 1970 год

Wassily Kandinsky (Василий Кандинский) 1971

Pablo Picasso (Пабло Пикассо) 1973 год

Andy Warhol (Энди Уорхол) 1975 год

Francis Bacon (Фрэнсис Бэкон) 1990 год

Ilya Kabakov (Илья Кабаков) 2002

Трижды была нарушена традиция, начиная с 1945 года, когда каждый новый урожай вина Мутон сопровождался этикеткой нового автора.

Этикетка урожая 1977 года

Этикетка была посвящена Ее Величеству Английской Королеве Матери (мать нынешней английской королевы Елизаветы II). По приглашению барона Филиппа де Ротшильда Английская Королева Елизавета-Мать в течение трех дней находилась в замке Мутон по случаю своего официального визита в район Бордо в апреле 1977 г. В ознаменование этого визита и с согласия Ее Величества барон Филипп выпустил в ее честь этикетку этого года: на голубом фоне вензель Ее Величества и крупная надпись «Her Majesty Queen Elizabeth The Queen Mother».

Этикетка урожая 2000 года

В тот год Баронесса Филиппина захотела, чтобы вся бутылка, а не только ее этикетка стала бы предметом коллекционирования. Поэтому она выбрала один из самых ценных экспонатов из Музея Вино в Искусстве, расположенного в самом хозяйстве – позолоченный серебряный сосуд для питья XVI века «Аугсбургский баран», который одновременно является символом хозяйства (Mouton по-французски означает «баран» или «овца»), который был воспроизведен на каждой бутылке. С помощью специально разработанного для этой цели ноу-хау стеклодувы использовали технику эмалирования рельефа.

Этикетка урожая 2003 года

В том году исполнилось 150 лет с момента приобретения хозяйства Мутон британской ветвью семьи Ротшильдов. Его купили 11 мая 1853 года. На этикетке изображен Барон Натаниэль Ротшильд на фоне одной из страниц договора купли-продажи хозяйства.

 Cкандал

За столь длительный период времени – 74 этикетки на сегодняшний день – не могло обойтись и без скандалов. К урожаю 1993 года этикетку оформил французский художник польского происхождения Balthasar Klossowski de Rola, работавший под псевдонимом Бальтюс.

Рисунок для этикетки представляет собой карандашный силуэт обнаженной девочки-подростка с отсутствующим взором, грациозной и хрупкой. Из-за этой этикетки власти США запретили продажу вина Мутон Ротшильд 1993 года в США, поскольку посчитали такую этикетку распространением детской порнографии. (Я живу в США уже 25 лет и не могу назвать эту страну образцом нравственности и высшим проявлением человеческой морали. Возможно, в этом среди прочего, виноваты огромные волны иммиграции со всего мира, “размывшие” поколения первых переселенцев с англо-саксонскими христианскими ценностями и приносящими в эту страну как гениев, так и негодяев.)

Гордая баронесса Филиппина, оскорбленная невежеством американцев, сделала ответный ход в духе своего отца. Пойдя на риск, она выпустила для чопорных янки специальную партию с пустыми этикетками (30 тыс бутылок) — и выиграла!

Ограниченный тираж безликих этикеток стал особым предметом вожделения европейских коллекционеров, в то время как американские ценители Мутона днем с огнем пытались раздобыть бутылки с подлинной этикеткой Бальтюса. Ситуация получилась анекдотичная, потому что коллекционеры вина Мутон, а также коллекционеры этикеток этих вин в итоге стремились купить две бутылки того года — с оригинальной этикеткой и с пустой.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>