Новое «приобретение» Domaine Clarence Dillon

С древнейших времен люди пытались запечатлеть в письменном виде информацию, относящуюся к производству и потреблению вина, начиная от папирусных свитков шумеров, жителей Вавилона и древних египтян и кончая толстыми фолиантами современных авторов. Естественно, были и другие люди – библиофилы – которые собирали все возможные рукописные и печатные материалы на эту тему, создавая библиотеки. Одним из них был Sean Thackrey.

Sean Thackrey

Библиотека Sean Thackrey, описанная как «одна из крупнейших в мире частных коллекций винных текстов», собиралась им с любовью на протяжении многих десятилетий. Его собрание состоит из более чем 700 книг и рукописей, датируемых начиная с 6-го века.

Сам Thackrey был виноделом-самоучкой, сыном голливудского сценариста. Он часто говорил, что обращался к своей коллекции книг как к руководству по выращиванию собственного винограда и производству вина.

Sean Thackrey на своей винодельне Bolinas в Калифорнии в 2003 (Katrine Naleid)

Интересно, что среди книг его библиотеки нашлась одна о виноделии в Англии, опубликованной в 1670 году, под названием «Виноградник совершенства»; этикетка от бутылки вина Thackrey «Орион» 1994 года выпуска, явно использованная в качестве закладки.

Книга «Виноградник совершенства» из нового приобретения с закладкой, оставленной бывшим владельцем Sean Thackrey, которая является этикеткой его вина урожая 1994 года.

Под конец своей жизни Sean решил продать свою библиотеку и для этого он обратился к продавцу редких книг из Сономы Бену Кинмонту (Ben Kinmont). А тот в свою очередь решил реализовать книжное собрание через Нью-Йорскую международную антикварную книжную ярмарку. Торги состоялись в апреле 2022 года. Единственным условием Thackrey было продать всю коллекцию целиком, а не дробить ее на части. Была установлена цена в 2 миллиона долларов и по этой цене она и продалась. Однако имя покупателя не называлось. Через месяц в мае 2022 в возрасте 79 лет Sean умер, так и не узнав, а кто же покупатель?

Одна из приобретенных книг коллекции Sean Thackrey

Год было не известно, кому принадлежит уникальное книжное собрание, и вот в мае 2023 было объявлено, что библиотеку купил владелец компании Domaine Clarence Dillon, в которую входят хозяйства Château Haut-Brion, La Mission Haut-Brion и Château Quintus – принц Роберт Люксембургский.

Библиотека Thackrey состоит в основном из текстов, посвященных виноделию, выращиванию винограда и гастрономии, включая работы, связанные с Бордо, такая как «Manière de Faire le Vin» M. Paguierre («Способ изготовления вина»), опубликованная около 1828. Артефакты собрания охватывают тысячелетия, многие из них были опубликованы еще до 1600 года, а самые ранние датируются шестым веком. В целом это непревзойденная коллекция, которая ясно отражает страсть и любопытство Thackrey, и она остается очень полезной как для историков, так и для виноделов. Поэтому неудивительно, что ведущий производитель вина из Бордо обратил внимание, когда библиотека была выставлена ​​на продажу.

По словам Бена Кинмонта, за последние 150 лет только один винодел собрал подобную винную книжную коллекцию: основатель калифорнийской винодельни Inglenook Гюстав Нибаум (Gustave Niebaum). «Я думаю, что причина, по которой Thackrey не продал ее раньше, заключается в том, что он все еще использовал коллекцию», — сказал Кинмонт. «Она есть невероятный источник информации для виноделов сегодня, чтобы они могли пересмотреть свое собственное ремесло. Но для Thackrey речь шла не только о вине; эта коллекция была очень важной для него как более широкое свидетельство прогресса человеческой цивилизации.»

Коллекция в целом включает произведения на 15 разных языках, посвященные темам виноградарства, вина и гастрономии, с самым старым экспонатом, датируемым 6-м веком н. э. – папирусом, посвященным виноградным лозам, написанным в Египте коптскими христианами.

Папирус шестого века, посвященный виноградным лозам, написанный в Египте коптскими христианами. (Courtesy of Ben Kinmont Bookseller)

Другие книги, которые входят в нее, включают иллюстрированную рукопись на пергаменте, изображающую давку винограда, датируемую концом 14-го века, издание 15-го века «De Vinis» Арнальдуса де Виллановы (испанский врач и алхимик) и чрезвычайно редкое первое издание книги Agoston Haraszthy «Культура винограда», основополагающий текст об американском виноградарстве от человека, известного как «отец калифорнийского вина».

Новый владелец

Эта замечательная коллекция теперь является частью обширной библиотеки по вину и гастрономии, собранная принцем Робертом Люксембургским, генеральным директором Domaine Clarence Dillon, и хранящаяся в Château Haut-Brion.

Начало династии Диллонов

Времена Великой Депрессии – конец двадцатых – начало тридцатых годов прошлого века. В это же время подряд несколько неурожаев в Бордо. Винные хозяйства близки к разорению, многие из них выставлены на продажу, в том числе (какие имена!) Haut-Brion, Chateau Margaux, Chateau Cheval Blanc. В тот момент никто особо не интересовался винами Гран Крю, речь шла просто о выживании владельцев хозяйств и их работников.

Для Chateau Haut-Brion это тоже были сложные времена. Тогда хозяйство принадлежало некоему господину Жиберу. Дела у него шли плохо, денег не было, и он даже попытался подарить свой замок мэрии Бордо – именно подарить! Мэр написал в ответ очень любезное благодарственное письмо, но отказался принять подарок, потому что и у мэрии не было денег, чтобы содержать такое поместье. Жибер тогда решил распродать запасы своих вин, но это мало что дало.

На его счастье, в это время во Францию приехал американский бизнесмен Кларенс Диллон, страстный франкофил. Он собирался купить недвижимость во Франции, поскольку подолгу жил в Париже. Вроде бы сначала он искал подходящее поместье под Парижем или даже в Нормандии. Но его друзья из Бордо сказали ему: «Не валяй дурака, все лучшие бордоские замки выставлены на продажу, ты можешь выбрать любой». Так он приехал в Бордо.

Кларенс Диллон (Clarence Dillon) (1882–1979), американский финансист. Настоящее имя Кларенс Лаповски (Lapowski). Его отец, Самуэль Лаповски, поляк еврейско-французского происхождения, еще молодым человеком эмигрировал в Америку. Его матерью была Берта Стенбок, дочь шведского иммигранта. Семейная пара взяла фамилию Диллон, которая перешла и к их сыну. Кларенс закончил Гарвардский университет и занялся банковским бизнесом, в котором преуспел, став богатым человеком.

Кларенс Диллон

Есть легенда, что первоначально Кларенс настроился приобрести хозяйство Chateau Cheval Blanc, но когда он его разыскивал на месте, тут опустился сильный туман, и Кларенс заехал в замок Haut-Brion, который ему очень понравился. Впрочем, документальных подтверждений этому у нынешних членов семьи Диллонов нет. Как бы там ни было, в 13 мая 1935 года покупка состоялась и она обошлась Кларенсу в 2 млн 300 тыс. франков (до введения евро было еще очень далеко) – достаточно крупная сумма по тем временам. Родственники вспоминали, Кларенс был уверен, что лучший его бизнес – это созданный им французский банк Dillon, Read & Co., и отличная коллекция собранных им предметов искусства, а Chateau Haut-Brion – это больше забава, способ рассредоточить свои инвестиции по разным направлениям. Однако, в 1980-х его банк был продан и больше не существует, а Haut-Brion процветает и навсегда связан с именем Кларенса Диллона.

Кларенс после покупки поместья в течение 30 лет вкладывал в него деньги – иначе было невозможно. Каждый год инвестиция за инвестицией. Для этого нужно было очень любить Францию!

Последний раз Кларенс Диллон был в хозяйстве в 1967 году. Умер он через 12 лет. Бразды правления взял его сын, Дуглас, который до этого успел побывать министром финансов США при двух президентах – Кеннеди и Джонсоне.

Дуглас Диллон

В 1950 году в Haut-Brion приехала его дочь, Джоан, на первый послевоенный бал и впоследствии переехала жить во Францию насовсем. Эта страна покорила ее также, как и деда.  В 1967 году она вышла замуж за принца Шарля Люксембургского, прямого потомка Генриха IV, став герцогиней де Муши. Именно она сменила своего отца, Дугласа, в руководстве Шато О-Брион.

Duchesse de Mouchy

Нынешний руководитель Haut-Brion ее сын – принц Роберт Люксембургский, т. е. правнук Кларенса Диллона. Впоследствии, Роберт женился на Джулии (Julie), в девичестве Онгаро (Ongaro), уроженке Бостона. У них трое детей: Шарлотта, Александр и Фредерик. Франко-американские связи не были прерваны!

Свадебная фотография Роберта и Джулии

Хочется обратить внимание и на еще одно совпадение. Как было сказано выше, Sean Thackrey являлся сыном голливудского сценариста, а принц Роберт и его жена Джулия Онгаро, как известно, написали несколько сценариев, два из которых были выбраны Columbia Pictures для съемок фильмов.

«Эта беспрецедентная коллекция представляет собой серьезное дополнение к уже существующей библиотеке в Haut-Brion, — сказал принц Робер. «Тот факт, что она будет находиться в поместье, купленном американской семьей в 1935 году, расположенном в Европе, где изначально были написаны многие из этих книг, кажется мне дополнительным элементом симметрии».

Книги были доставлены в О-Брион компанией Kinmont в январе 2023 года.

Существующая библиотека

В библиотеке О-Брион еще до покупки хранилось более 2800 справочников, 310 меню государственных обедов, 100 винных карт XIX века из культовых ресторанов, таких как Maxim’s (знаменитый парижский ресторан) и Hotel de Crillon (пятизвездочная гостиница и ресторан на площади Согласия в Париже), 40 рукописных частных писем и рукописей от таких личностей, как Томас Джефферсон (третий Президент США), Антонин Карем (Marie-Antoine Carême – известный французский повар, один из первых представителей так называемой «высокой кухни – Haute cuisine», имел прозвище «повара королей и короля поваров») и Клод Моне (один из основателей импрессионизма), японские свитки и восемь архивов оригинальных документов, конкретно освещающих историю Château Haut-Brion и La Mission Haut-Brion.

Существующая в поместье библиотека. Ее интерьер представляет собой круглую комнату с книжными полками от пола до потолка и небольшим балконом вдоль стен.

Среди прочего там хранится рукописное письмо одного из владельцев поместья, графа Joseph de Fumel, написанное им в 1794 году, всего за несколько недель до того, как он был гильотинирован во время Французской революции, в котором он оставляет инструкции судебному приставу поместья Haut-Brion, месье Жиро, о том, как ухаживать за его виноградниками, в какие даты лучше собирать, сколько рабочих нанять, сколько им платить, когда проводить обрезку и как ухаживать за замком и его пристройками «во время моего отсутствия» (как оказалось вечного).

Самая старая книга датируется 1516 годом: она написана на латыни неаполитанским поэтом Франческо Марио Грапальдо. Изюминкой коллекции являются книги по гастрономии и вину, созданные самыми известными шеф-поварами и кулинарными гурманами с 18-го века: конечно же, Antonin Carême, Brillat-Savarin или La Reynière.

В библиотеке хранятся документы, связанные с международной историей Шато О-Брион.  Например, письмо, датированное 1818 годом, от Томаса Джефферсона, будущего Президента США, любителя вин Haut-Brion с момента его визита в поместье 25 мая 1787 года, к барону Хайду де Невилю, в котором он горько жаловался на высокие американские налоги на экспортируемые вина. История, как известно, ходит по кругу, и нечто подобное повторилось во время правления Дональда Трампа, когда в США резко поднял акцизы на французское вино. Правда, при Джозефе Байдене их несколько снизили. В этом же письме Джефферсон обсуждает два своих самых больших увлечения: франко-американские отношения и, конечно же, вино хозяйства О-Брион. Со времен Джефферсона вино способствовало связям между США и Францией в политике, культуре, искусстве, экономике и многом другом. Франция — старейший союзник США; верность официально восходит к 1778 году, и поддержка Франции имела решающее значение для завоевания Соединенными Штатами независимости от Великобритании. В Бордо находилось первое американское консульство за границей, и, как говорит принц Роберт «Бордо всегда стремилось выйти за пределы границ… Бордо означает «у кромки воды», а вода, какой мы ее знали, была автомагистралью мира». Он также считает, что история Бордо может напомнить людям, что иммигранты всегда играли важную роль в истории вина — не только во Франции, но и во всем мире.

Помимо книг, в библиотеке хранится внушительная коллекция праздничных меню, где подавались вина Haut-Brion. Некоторые из них представляют собой великолепные произведения искусства: например, одно из меню, хранящееся в лакированной шкатулке, украшенной персидскими узорами, с банкета, организованного иранским шахом в Тегеране в октябре 1971 года по случаю 2500-летия основания Персидской империи. Более простое по дизайну, но не менее ценное меню, которое было предложено Джону Ф. Кеннеди, тогдашнему президенту Соединенных Штатов, и его франкофилке и франкоязычной жене Жаклин Бувье-Кеннеди во время их визита в 1961 году во Францию генералом де Голлем. Среди прочего на торжественном обеде была сервирована ​​бутылка белого вина Château Haut-Brion 1953 года. Не потому ли, что министром финансов США тогда был Дуглас Диллон, сын Кларенса Диллона, чья семья владеет Château Haut-Brion с 1935 года? Тогда было выпито 37 бутылок этого вина, а еще 14 остались в подвалах Елисейского дворца.

Библиотечные традиции хозяйства О-Брион

Создавая большую справочную библиотеку в своем хозяйстве, принц Робер Люксембургский пошел по стопам бывших владельцев замка О-Брион. В 1488 г., за 4-е года до открытия Колумбом Америки, родился Jean de Pontac, основатель поместья. В возрасте 37 лет, будучи гражданским и уголовным регистратором в Парламенте Бордо, он женился и в качестве своего приданного получил земли, именуемыми в регистре как «Haut-Brion» в деревне Пессак. Один из самых влиятельных людей Бордо, Понтак был женат три раза, имел 15 детей и дожил до 101-го года (это в 16-ом веке!). Его четвертый сын, Arnaud II de Pontac, был епископом of Bazas (небольшой городок в департаменте Жиронда в 50 км от поместья), унаследовал большую часть хозяйства, но не сам замок. Именно он собрал одну из самых крупных библиотек того времени. Жители этого маленького городка были так благодарны своему епископу, что согласно сообщениям того времени, его смерть в 1605 году сопровождалась похоронной процессией длиной в 15 км.

После своей смерти Arnaud II завещал свои многочисленные книги внучатому племяннику Арно III Понтакскому (тому же человеку, который впоследствии открыл знаменитую таверну «Pontack’s Head» в Лондоне в 1661 году, которая стала притягивать местное дворянство. Таверна проработала более 100 лет и там продавалось вино хозяйства, специально поставляемое туда в бочках). В каталоге библиотеки было указано более 5000 книг и рукописей о религии, праве, литературе, науках и истории, обо всех областях, дорогих Arnaud II. К сожалению, в 1708 году библиотека была продана книготорговцу, который раздробил эту удивительную коллекцию, хотя можно допустить, что какие-то книги из нее сейчас возвращаются опять домой.

Еще одним владельцем поместья О-Брион в период между 1801 и 1804 годами был Шарль-Морис де Талейран-Перигор, французский дипломат, известный мастер политической интриги. Он был министром иностранных дел при Наполеоне Бонапарте и еще двух режимах, и сыграл ключевую роль в покупке Луизианы в 1803 году, которая почти удвоила размер Соединенных Штатов при тогдашнем президенте Томасе Джефферсоне. Талейран также представлял Францию ​​​​во время Венского Конгресса после насильственного отречения Наполеона Бонапарта. Он, правда за эти годы так ни разу и не посетил своего знаменитого поместья.

Талейран также был известным библиофилом. В качестве своего личного повара он нанял упоминавшегося выше Антонина Карема, поэтому в его библиотеке появились рукописи знаменитого повара.

Одна из них, по словам Алена Пюжинье (Alain Puginier), управляющего наследием и записями поместья, прекрасного историка и эксперта по наследию собственности Domaine Clarence Dillon, приобретенная на аукционе принцем Робертом в 2009 году и называющаяся «Antonin Carême, Le Maître d’hôtel français» («Антонен Карем, Французский дворецкий»), и подтолкнула Роберта к значительному расширению уже существовавшей библиотеки.

Говоря о Талейране, невозможно не процитировать некоторые из его высказываний, ставшие со временем крылатыми. В этом смысле он может поспорить за пальму первенства с Уинстоном Черчиллем. Например:

– Целые народы пришли бы в ужас, если бы узнали, какие мелкие люди властвуют над ними.

– Это не просто преступление. Это — ошибка!

– Язык дан человеку, чтобы скрывать свои мысли.

– В политике то, во что люди верят, важнее того, что является правдой.

– Финансисты добиваются успеха в своих делах тогда, когда Государство не справляется со своими.

– Надо полюбить гениальную женщину, чтобы понять, какое счастье любить дуру.

– Законы можно насиловать, они не кричат.

– Единственное вложение, которое ничего не стоит, но приносит большой доход — это лесть.

– Если в 18 лет ты не радикал, то ты подлец, а если в 40 не консерватор — ты дурак. (Это перекликается с известной американской поговоркой: если молодым вы не поддерживаете либералов, то у вас нет сердца, если пожилым вы не поддерживаете консерваторов – то у вас нет мозгов.)

– Народ стоит своего правителя.

Это случайно не про сегодняшний день???

Семейные традиции, долгая история Chateau Haut-Brion и его расположение на земле, которая почти наверняка была засажена виноградниками еще римлянами, привели к тому, что принц Роберт постепенно собрал коллекцию старинных вин и виноградных инструментов, а также произведения искусства. Он приобретал на различных аукционах предметы, связанные с вином, духами или водой — все жидкое, свидетельствующее о долгой истории во всем мире. Одно из его последних приобретений — мозаика шестого века нашей эры, выставленная за стойкой регистрации замка. Его цель — показать, насколько вино является неотъемлемой частью цивилизации и какой вклад в это вносит Шато О-Брион.

Принц Роберт Люксембургский в любимом месте своего замка. (Courtesy Domaine Clarence Dillon)

Для того, чтобы вместить уже существующие артефакты и новое пополнение, в библиотеке в настоящее время идет обширная реконструкция, окончание которой планируется в 2026 году.

Роберт Люксембургский подчеркивает, что «Библиотека, которую мы создали за последние десятилетия, является отражением ДНК Haut-Brion в той же степени, в какой поместье является привилегированным героем многих историй и документов, которые украшают наши полки».

Независимо от того, рассматриваете ли вы древние или современные времена, дипломатию, искусство, вино или гастрономию, небольшая, но богатая библиотека Шато О-Брион несет в себе сильное чувство культурного наследия. Это жемчужина культуры, качества и красоты, мирно расположившаяся в одном из самых красивых винодельческих хозяйств Бордо.

mbabinskiy@gmail.com

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>