Новости мира алкоголя. Ноябрь 2020. Часть 2

На прошедшей неделе в медиа появилось сразу два материала, посвященные знаменитой компании Riedel (здесь и здесь).

Имя австрийской компании Riedel так же хорошо известно в мире вина, как и названия шато из группы grands crus, а ее продукция украшает столы как лучших и самых дорогих ресторанов мира, так домашнюю обстановку обычных любителей вина.

Фундаментальная часть наслаждения вином, винный бокал, развивался во времени, но первоначальная концепция, пришедшая к нам от древних египтян, римлян и персов, мало поменялась. Производство посуды для вина со временем развивалось и усложнялось, но только в последние 50 лет винные бокалы стали намного эстетичнее, стиль и формы – более функциональными. Винная посуда превратилась из утилитарного объекта в предмет, который считается незаменимым для любителей вина во всем мире.

Бокал имеет решающее значение для общего чувственного наслаждения вином. Ярким примером является шампанское. Всю тяжелую работу по созданию слоев сложного аромата этого вина можно потерят за секунды, если использовать небольшой узкий бокал. Все, что вы получите в этом случае – это одномерный персонаж.

Революцию в области винных бокалов можно полностью приписать одной семье – Ридель, а точнее – трем ее последним поколениям: нынешнему и двум предыдущим, которые положили начало целой отрасли и продолжают оказывать на нее влияние и сегодня.

Сначала это был Клаус Йозеф Ридель (Claus Josef Riedel), родившийся в 1925 году в Чехии (умер в 2004), представитель девятого поколения семьи. Он первым в семье начал заниматься производством винной посуды. К примеру, его отец производил линза и стекла для светофоров.

Клаус Йозеф Ридель

Клаус основал нынешнюю штаб-квартиру Riedel в Куфштайне, в Альпийских горах австрийского Тироля недалеко от немецкой границы, Он же изобретатель современного бокала в форме яйца. Клаус не только создал дизайн, который с тех пор стал основой для каждого винного бокала, но и выпустил свою знаменитую серию Sommeliers, которая коренным образом изменила внешний вид бокалов в соответствии с характером вина.

Сын Клауса, Георг Дж. Ридель (Georg J Riedel), лауреат премии Зала Славы журнала Decanter в 1996 году, развил этот этап еще дальше, создав концепцию, что под разные сорта винограда были разработаны отдельные бокалы.

Георг Ридель на обложке журнала Wine Spectator за декабрь 1999 года

Он же, но 18-ть лет спустя

Работая вместе с такими виноделами, как Роберт Мондави и Анджело Гая, Георг представил серию Vinum, а вместе с ней и новый менталитет потребления вина для мировой аудитории.

Его сын, Максимилиан Дж. Ридель (Maximilian J Riedel), представитель 11-го поколения, сегодня продолжает инновации, обеспечивая при этом приверженность компании высокому качеству. Ему принадлежит идея серии бокалов без ножек “O”, запущенная в 2004 году, которую приняли на вооружение лучшие рестораны мира.

Максимилиан Ридель

Технологически стекло (хрусталь) состоит из трех основных компонентов: формовщиков, флюсов и стабилизаторов, каждый из которых влияет на механические, электрические, химические, оптические и термические свойства производимого стекла. Формирующие элементы составляют самый большой процент, в случае Riedel, это белый кремнезем (диоксид кремния), обычно встречающийся в природе в виде кварца – основного компонента песка. Сода (карбонат натрия) и поташ (карбонат калия) – обычные флюсы, необходимые для снижения высокой температуры плавления кремнезема, около 2000°C. Стабилизаторы используются для обеспечения прочности и водостойкости стекла. Популярным выбором для этого является известь (оксид кальция).

Кварцевый песок высочайшего качества поставляется из Баварии на юге Германии, но точный химический состав, используемый в Riedel, держится в секрете и известен только горстке экспертов из 500-та сотрудников компании. После того, как исходная смесь прошла тщательную промывку, очистку и фильтрацию, она транспортируется в виде гранул или на механическую линию – машинный пресс для производства стекла, или для выдувания ртом в цеху ручной работы.

Основа философии Риделя сосредоточена на «архитектуре посуды». Для бокалов это означает правильные пропорции между чашей, ножкой и основанием бокала. Принимая во внимание отдельные сорта винограда, разработаны форма, размер и диаметр ободка чаши. И все они гармонично работает, чтобы «передать послание вина» и быть его «громкоговорителем».

На выбор предлагается более 150 различных бокалов компании – это только для вина, не говоря уже о большом списке клиентских заказов, включая шампанское Krug и Dom Pérignon, или более 50 различных форм декантеров в репертуаре компании. Есть также отдельные наборы для конкретных спиртных напитков и воды, а также стаканы для Coca-Cola и Nespresso (кофе).

Примечание: стоит упомянуть, что не все известные винные эксперты разделяют точку зрения Риделя, что под каждую группу основных вин мира стоит иметь отдельный набор бокалов, лучше всего подходящих под данное вино. Хотя бы с точки зрения финансовых затрат и места для их хранения. Какие-то крупные, хорошо раскрученные, «мишеленовские» рестораны могут себе это позволить, но для отдельных любителей вина с достаточно скромным бюджетом (который лучше потратить на само вино) и ограниченным домашним пространством в этом нет смысла. Достаточно напомнить, что в 2018 году известный винный критик, Дженсис Робинсон MW (Jancis Robinson), представила свой «один бокал для всех вин». Есть на рынке и другие «универсальные» винные бокалы. На что Максимилиан Ридель возражает: «Похожая ситуация существует и в мире спортивной обуви и оборудования: нельзя использовать одни и те же кроссовки для различных видов спорта. Или пример гольфистов, которые при прохождении всего набора из 18 лунок используют разные клюшки для гольфа.» Для индустрии, занятой производством посуды для алкогольных напитков (имеется в виду не только компания Ридель), стоимость которой оценивается на сегодня в US$1 млрд, конечно выгодно продвигать концепцию – каждому напитку свой бокал!

Люди, непосредственно работающие в компании Риделя в цехах у печей – это международный коллектив из стран, где давно уже существуют хорошо укоренившиеся исторические традиции производства стеклянной посуды: Словакия, Словения, Чешская республика.

Ручное производство

Максимилиан Ридель обеспокоен тем, что со временем уйдут специалисты «старой школы», а вот придет ли им на смену молодое поколение – это еще большой вопрос. Учитывая затраты труда и объем выпуска продукции (в день на фабрике делается до 2 тыс единиц посуды), машинное производство становится определяющим перед ручной работой, которая в пять раз дороже чем затраты на машину. Поэтому на ручной труд приходится сегодня не более 5% всего объема производства Ридель. Часть машинного производства расположена также и в Германии. До одного миллиона единиц готовой продукции хранится в огромной складе перед отправкой их потребителям по всему миру.

Отец и сын: время берет свое!

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>