Неожиданное богатство?
Марк Полсон (Mark Paulson) 72-х лет, профессиональный маляр на пенсии, купил в конце 1970-х бутылку элитного вина за 250 долларов (по тем временам сумма не такая уж и маленькая), и в течение полувека одно из лучших и самых ценных вин в мире хранилось в картонной коробке в его подвале, почти забытое.
С тех пор у Полсона и его жены родилось четверо детей. Эти дети выросли и у них появились уже свои дети. Район вокруг их дома на юге Сан-Франциско превратился из культурного центра, охваченного когда-то движением хиппи, в одержимый технологиями мегаполис с населением более 7,5 миллионов человек.
А бутылка знаменитого вина оставалась нетронутой в подвале Полсона. Но в скором времени это должно измениться. В конце апреля этого года Полсон планирует выставить и очень выгодно продать свое вино Domaine de la Romanée-Conti La Tâche урожая 1971 на аукционе, который будет проводить аукционный дом Bonhams Skinner.
Примечание: Bonhams Skinner — американский аукционный дом. Это одна из ведущих мировых аукционных площадок для антиквариата, изобразительного искусства и изысканных вин. Это единственный аукционный дом с полным спектром услуг со штаб-квартирой в Новой Англии.
Там предполагают, что иеровоам — 3-литровая бутылка вина этого хозяйства, также известная как двойной магнум — может уйти по цене от 50 000 до 80 000 долларов. Столь высокая цена обусловлена в немалой степени тем фактом, что продукция винодельни Domaine de la Romanée Conti во французском регионе Бургундия является одной из самых востребованных в мире винных экспертов, коллекционеров и рестораторов. Крупноформатный размер бутылки также увеличивает цену. Производство его варьируется, но винодельня обычно выпускает не более 1300-1400 ящиков La Tâche каждый год.
Марк Полсон держит на руках своего племянника и 3-х литровую бутылку 1971 Domaine de la Romanée-Conti La Tâche (они примерно одного размера), которую он купил за $250 в конце 1970-х. (Courtesy of Bonhams Skinner)
Впечатляюще выросшая за годы хранения инвестиция Полсона показывает, как изменилась винодельческая торговля в Соединенных Штатах за последние 50 лет. В конце 1970-х американцы в большинстве своем не пили вино, предпочитая крепкий алкоголь и пиво. Это начало меняться в 1980-х годах, и с тех пор интерес к вину постоянно растет. Затем, в 2000-х годах, растущий средний класс в Китае также начал проявлять интерес к дорогим винам, включая французские. Более чем 40-летний растущий спрос, особенно на самые известные бренды, создал спекулятивный рынок, на котором инвесторы покупают бутылки элитного вина не для питья, а для получения прибыли.
Полсон в своих винных пристрастиях в молодости несколько опережал своих современников. И тому были некоторые причины. Он родился и вырос в районе Панамского канала. Его территория тогда принадлежала США.
Примечание: согласно договору, подписанного 7 сентября 1977 года лидером Панамы О. Торрихосом и президентом США Д. Картером, канал был передан под контроль панамского правительства с 1-го января 2000 года. Правда между этими датами в 1989 году по директиве тогдашнего президента США Дж. Буша-старшего американские войска вошли в Панаму, арестовали главнокомандующего вооруженных сил этой страны Мануэля Норьегу и вывезли во Флориду, где его судили за распространение наркотиков и дали 30 лет тюрьмы.
В 1971 году Полсон переехал в Сан-Франциско после службы во Вьетнаме в военно-морском флоте. Однажды в начале 70-х, сидя в парке Золотые Ворота, он заметил друзей детства своей сестры. Они воссоединились и стали соседями по комнате, что сблизило Полсона с группой художников и музыкантов. Его новые друзья к тому времени начали посещать дегустационные винные мероприятия, организованные Роджером Брандтом, отставным полицейским, унаследовавшим от своего отца винный магазин.
Брандт приобретал для этих мероприятий одни из лучших вин в мире практически по себестоимости (по нынешним представления просто очень дешево) — Latour 59, Cos d’Estournel 61, Suduiraut 67. Во время одной из дегустаций они выпили полдюжины винтажей Romanée-Conti, датируемых 1961–1971 годами. (Сейчас эти вина стоят огромных денег и провести подобную дегустацию в наши дни будет стоить целого состояния!)
«Вина были такими вкусными, каких мы никогда раньше не пробовали», — вспоминал Полсон, добавив, что «в те дни было невероятное количество (по крайней мере в США) старых вин. Просто поразительно, сколько их у него (Брандта) было, и все цены были разумными».
Однажды Брандт сказал Полсону, что он заказывает несколько особенных вин и уговорил его заплатить 250 долларов, необходимых для получения крупноформатной бутылки жеробоам (3 л) вина La Tâche, потому что это «дело, которое бывает раз в жизни». «Я даже не колебался, потому что Роджер стал для меня действительно хорошим другом», — сказал Полсон.
Знаменитая бутылка из подвала ее хозяина и коробка, в которой она хранилась. (Courtesy of Mark Paulson)
Марк в дальнейшем продолжал заниматься дегустацией вин, собирая собственную коллекцию. Но в 1977 году он женился, а через три года у них родился первый ребенок, а в последующие восемь лет — еще трое. Вино исчезло из его жизни. «Я действительно перестал покупать вина, потому что у меня не было достаточно денег, чтобы пить дорогие напитки и одновременно с этим растить четверых детей», — сказал он. Доходы коммерческого художника не позволяют ему идти в ногу со стремительно растущей стоимостью изысканных вин, а его успешное раннее знакомство с ними было разрушено прозой повседневной жизни.
В течение следующих нескольких десятилетий Полсон выпил практически всю свою коллекцию. Но бутылка La Tâche оставалась нетронутой, возможно, из-за ее размера. Казалось, он так и не нашел подходящего повода для ее открытия. Марк подумал, что может стоит приберечь ее для свадьбы своей дочери. Поскольку она родилась в 1984 году, это означало, что какое-то время бутылка может полежать нетронутой и все эти годы она просто хранилась в его подвале.
Так было до прошлого года, когда его сын, работающий в магазине красок в Сан-Франциско, упомянул La Tâche во время разговора с одним из его покупателей. У того уже была винная коллекция примерно в 5000 бутылок и он заинтересовался этим жеробоамом. Первоначально он предложил заплатить за нее $5 тыс., но Полсон подумал, что этого будет мало и ответил потенциальному покупателю, что ему нужно подумать.
Его сын после этого пошел в Интернет, чтобы собрать информацию о вине, и обнаружил, что аукционный дом Bonhams Skinner продал в октябре 2022 года такую же бутылку La Tâche за 81 250 долларов.
«Мы были потрясены. Мы были просто ошеломлены, ничего не могли сказать. Мы просто обнимали друг друга и много улыбались», — вспоминает Полсон. Его сын добавил: «Боже мой, папа, ты ведь чуть не продал это вино всего за 5000 долларов».
Тем же вечером сын Полсона связался с аукционным домом Bonhams Skinner, что привело в итоге к проведению предстоящего аукциона, на котором также будут представлены пять других бутылок из подвала Полсона, которые имеют даты выпуска от 1795 до 1870 года и, как ожидается, будут проданы по цене от 1000 до 4000 долларов каждая.
Полсон надеется, что стоимость его La Tâche превысит предварительные оценки аукционного дома и может достигнуть отметки в 100 000 долларов. Тем не менее, он планирует отдать своему сыну комиссионные в размере 10 тыс., а остаток потратить на ремонт дома и, возможно, на отпуск. (Столь высокая цена даже несмотря на то, что вино хранилось все это время не в идеальных условиях обычного домашнего подвала и наверняка нет никаких подтвержденных свидетельств того, как вино попало из Франции в США – «провенанс».)
Бутылка Полсона
Provided by Bonhams Skinner
Теперь Полсон больше любит пиво. Один из его фаворитов: Super Cluster IPA от знаменитой крафтовой пивоварни Lagunitas Brewing Company, и после аукциона у него не должно возникнуть проблем с приобретением даже его нескольких упаковок. Известная сеть магазинов Total Wine продает набор из шести бутылок этого пива в его районе всего за 9.49 долларов.
La Tâche
La Tâche — небольшой виноградник категории Гран Крю в деревне Вон-Романе, в самом сердце бургундского Кот-де-Нюи. Он занимает 6 гектаров (15 акров) земли, засаженной только сортом Пино Нуар, и является монополией культового Домена де ла Романе-Конти с 1933 г. Вино La Tâche является одним из самых дорогих и востребованных вин в мире. Только один сорт – Пино нуар.
Примечание: термин «монопольный виноградник» преимущественно используется в Бургундии для обозначения одного виноградника или определенной площади виноградника, ответственной за производство одной этикетки от конкретного производителя. В данном случае этикетка – La Tâche, производитель – Domaine de la Romanée-Conti.
Виноградник занимает особый участок посреди склона Côte d’Or на южной оконечности деревни Vosne-Romanée. Имеются небольшие отличия в составе грунтов по мере движения с верху холма к его подножию. Основа почвы – галечно-известняковая: тонкий, хорошо дренируемый слой у вершины и с чуть большим содержанием глины по мере спуска.
Сначала виноградником владели монахи аббатства Saint-Vivant (обычная история для бургундских виноградников). В 1630-х годах виноградник купило семейство Croonembourg. Его следующая продажа случилась в 1760-х, после чего он был поделен на более мелкие части до тех пор, когда все они не были куплены хозяйством Domaine de la Romanée-Conti в 1933 г. С тех пор площадь виноградника практически не менялась.
История названия виноградника достаточно интригующая. И тут вступает в игру специфика французского языка. Все вращается вокруг наличия или отсутствия значка (циркумфлекса) над буквой «а». Разница между словами «tache» и «tâche» может показаться небольшой, но эти два французских слова имеют совершенно разные значения: «tache» означает «пятно», а «tâche» – «задача». Наиболее широко распространенная версия этой истории состоит в том, что это название означает «задача» и предполагает, что на винограднике трудились рабочие, которым платили à la tâche – за выполнение поставленного задания/задачи или за то, сколько лоз они обрезали или собирали каждый день. Само хозяйство Domaine de la Romanée-Conti начала показывать правильный символ на этикетках вина только с 1978 года!
(В этом смысле интересно провести параллель с названием рядом расположенного виноградника Clos des Corvées. «Clos» говорит о том, что виноградник полностью или частично огорожен забором. А вот слово «Corvées» означает «барщина» – даровой принудительный труд крестьян навязанный им землевладельцем. Право помещика на барщинный труд имело особое значение для виноделия в дореволюционной Франции. Его наиболее строго применяли во время сбора урожая, как раз тогда, когда бедняки хотели заняться своим собственным урожаем. Можно попробовать предположить, что владельцы виноградника La Tâche были более гуманными к своим крестьянам, чем у соседей? А как было на самом деле – остается гадать только по названиям.)
В итоге виноградник La Tâche был выкуплен Анри дё Вилленом (Henri de Villaine)-старшим в 1933 г. у дома Liger-Belair. Через пять лет он женился на русской женщине Елене Львовне Зиновьевой, а еще через год в 1939-м у них родился нынешний совладелец хозяйства Domaine de la Romanée-Conti Обер дё Виллен (Aubert de Villaine).
Лоза с виноградника La Tâche использовалась для восстановления другого знаменитого виноградника La Romanee-Conti в период между 1947 и 1948 годами, и таким образом были созданы «семейные узы» между этими двумя прекрасными винами.
Вина La Tâche особенно богатые и очень комплексные, у них мягкая текстура, богатство, концентрация и изысканность (часто используют эпитеты «шелковистое» и «бархатистое»), из-за чего их иногда называют «женскими». Их аромат стал легендой: нотки пряностей, изюма, роз и трюфелей.
Каждая из произведенных бутылок (всего в год производится 17–20 тыс штук) имеет свой индивидуальный номер, который указывается на этикетке. Там же указывается и общее количество бутылок урожая данного года и помещается факсимиле подписей двух владельцев винодельни. (Второй владелец – семья Leroy.)
По материалам газет The Washington Post и San Francisco Chronicle
mbabinskiy@gmail.com